категории | RSS

Действительно ли тираннозавры были такими же умными, как обезьяны

Ученые спорят относительно умственных способностей тираннозавра

Исследование сотрудников Университета Вандербильта, проведенное в 2023 году, показало, что тираннозавры могли быть такими же умными, как приматы или даже еще умнее. Для своей оценки они использовали соотношение размера мозга к размеру тела животного, а также учли наиболее вероятную плотность нейронов. Разумеется, говорить о точности подобных исследований не приходится, так как они основаны на изучении окаменелых черепов, а также приемах сравнительной анатомии, то есть авторы использовали данные ныне живущих животных — рептилий, птиц и т.д. В результате возникает вопрос, насколько исследователи оказались правы в своих выводах? На этот вопрос удалось ответить международной группе ученых, которые провели более точное исследование.

Насколько умными были динозавры

Еще в 70-х годах ученые пришли к выводу, что динозавры, такие как тирекс, по своим умственным способностям были примерно такими же, как современные рептилии. Однако в 2023 году представление о когнитивных способностях этих ископаемых животных было пересмотрено. Ученые предположили, что их мозг мог быть таким же сложным, как у птиц. Если это действительно так, то динозавры по уму могли бы соперничать с современными обезьянами.

Напомним, что все выводы о размерах мозга и его структуре ученые делают на основе слепков ископаемых черепов. Они позволяют оценить объем тканей, которые в нем находились. Это далеко не идеальный способ получить информацию, но других, более точных методов не существует.

Ученые делают выводы о размерах мозга динозавров на основе полостей в их черепе. Источник фото: mir24.tv

Как показало недавнее исследование, опубликованное в журнале The Anatomical Record, динозавры все же не отличались особым умом. Традиционная точка зрения была правильной.

Почему динозавры не были сильно умными

Ошибка в предыдущем исследовании возникла из-за неправильной оценки объема мозга. Как уже было сказано выше, существующие методы несовершенны. Ученые предположили, что у тираннозавров мозг заполнял всю эндокраниальную полость, то есть полость черепа. Однако, согласно последнему исследованию, это на самом деле не так.

Мозг далеко не всегда заполняет всю имеющуюся полость. На 100% она заполнена только у птиц. У современных рептилий, таких как крокодилы и аллигаторы, мозг заполняет лишь 30 процентов полости, а остальную часть занимает жидкость. Ученые проанализировали форму и особенности полости черепа динозавров, в результате чего пришли к выводу, что соотношение мозга и жидкости в черепе динозавров было ближе к рептилиям, чем к птицам. То есть мозг был гораздо меньше, чем предполагалось в предыдущем исследовании.

В предыдущем исследовании ученые неправильно оценили размер мозга динозавра

Но и это еще не все. В предыдущей работе ученые взяли во внимание структуры головы тираннозавра, которые находятся внутри полости мозга, но не принимают участия в умственной деятельности. Например, такой структурой является обонятельная луковица. Также присутствовала несогласованность данных, потому что исследователи использовали образцы молодых и взрослых динозавров. Это привело к ошибкам соотношения массы мозга к массе тела.

В новом исследовании команда учла все недочеты предыдущей работы и привели в порядок набор данных. Они стандартизировали оценки массы тела и исключили те структуры внутри черепа ископаемых животных, которые не участвуют в нервной деятельности. Помимо обонятельной луковицы к ним также относится гипофиз и внутреннее ухо.

У динозавров умственные способности были, скорее всего, такими же, как у современных крокодилов

На основе новых оценок размера мозга, авторы оценили количество нейронов или нервных клеток в мозгу. В результате обнаружили, что головной мозг тираннозавров имел от 250 до 1,7 миллиарда нейронов. Примерно такое же количество нейронов имеет мозг крокодилов. Напомним, что согласно предыдущему исследованию, у тирекса было 3,3 миллиарда корковых нейронов, то есть примерно столько же, сколько у павианов.

Не забудьте подписаться на наши каналы в Дзен и Telegram, чтобы не пропустить самые интересные и невероятные научные открытия!

Однако, следует учитывать, что размер мозга и количество нейронов не являются прямыми показателями умственных способностей. Количество нейронов и размер мозга у разных животных различаются, но не всегда коррелируют с их интеллектом. Поэтому даже нынешнее исследование дает лишь приблизительное представление о возможном интеллекте динозавров. К сожалению, какими они были на самом деле, мы вряд ли узнаем. Однако с большой долей уверенности можно говорить о том, то они не были такими же умными, как обезьяны.

Источник новости: hi-news.ru